персональный сайт
Бриль Татьяны
Главная » Все статьи » Психология » Практическая психология

Вокруг "Репки"

Сказки малышам читают все. А что в них содержится кроме курочек, теремков, колобков? Что программируют эти сказки в наших детях? Какое будущее у детей и страны, запрограммированных такими сказками?

Русская народная сказка в диагностике сценариев по Э. Берну и как метафора в НЛП.

В течение ряда лет я проводила психологическое консультирование студентов и преподавателей Иркутского технического университета, которое обычно начинается психодиагностикой с использованием различных методик. Одной из используемых методик был сценарный анализ, предложенный американским психологом Эриком Берном, в ходе которого определялась любимая в младенчестве сказка. Затем использовалась сказка для того же возраста (или более позднего) в качестве корректирующей метафоры в русле НЛП.

Жизненный сценарий основывается в большинстве случаев на родительском программировании, которое дает жизни цель, способ жить, примеры поведения. Родители передают детям то, чему (по их мнению) они научились. Родительское программирование предопределяет жизнь ребенка в добрую или дурную сторону, но ребенок может избрать свой собственный сюжет.

Первая и самая архаичная версия сценария приходит из сказок, которые ребенок слышит от старших. С годами сценарий дорабатывается на основе того, что ребенок читает сам, видит на телеэкране или в жизни. На ряде примеров классической литературы, сказок и мифов Берн показал сходство между их героями и реальными людьми.

В своей работе мы исходим из определения, данного Эриком Берном в книге «What Do You Say After You Say Hello» (в русском издании «Люди, которые играют в игры»): сценарий - это программа поступательного развития, выработанная в раннем детстве под влиянием родителей и определяющая поведение индивида в важных аспектах его жизни.

Берн описал три типа сценариев по их результативности: победитель, непобедитель и неудачник, и шесть типов сценарного времени: «Никогда», «Всегда», «До тех пор, пока», «После того, как», «Снова и снова», «С открытым концом», которые определяют переключение со сценария на сценарий (или отсутствие переключения).

Победитель - тот, у кого получается все, что он декларирует, а в случае временных затруднений он говорит: «Теперь я знаю, как надо делать». Неудачник не достигает своих целей и говорит: «Если бы, то я ...да, но...». Победитель знает, что ему делать в случае проигрыша, но не говорит об этом, он говорит о том, как идти к цели. Неудачник не знает, как быть, если опять неудача, он рассуждает о везении и невезении.

Непобедителю сценарием предназначено тяжело трудиться, чтобы удержаться на имеющемся уровне. Он всегда за все благодарен судьбе и еще в начале работы продумал и прочувствовал весь результат так, что тот теряет большую часть привлекательности.

Непобедители никому не мешают и всем приятны, неудачники и победители многим мешают.

Чтобы идентифицировать сценарий, надо обнаружить его реализацию в жизненной истории человека. Для этого используется сценарный опросник Э.Берна и его же метод анализа любимых сказок и ролей, наиболее близких личности, в этих сказках.

Чтобы разобраться в победах и неудачах персонажей сказок, необходимо понять, к какой цели они стремятся по сюжету. Цели, в свою очередь, определяются потребностями. Мы используем систему потребностей, описанную А.Маслоу, дополнив ее потребностью структурировать время, рассмотренную Э. Берном (рис. 1).
Иерархия потребностей Абрахама Маслоу

Рассмотрим сказки, чаще предъявляемые маленьким детям в нашей Российской реальности и поэтому чаще вспоминаемые студентами и преподавателями: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три поросенка».

Сказка «Колобок» начинается с естественной потребности, находящейся в основании пирамиды Маслоу, желания еды. Старик проголодался и просит у старухи что-нибудь поесть. Старуха сотворила колобок и испекла его. Так родился главный герой сказки - Колобок. Он рожден с вполне определенной целью - быть съеденым, но исполнение цели откладывается. Его положили на окно и не едят. Он ждал, ждал и пошел сам навстречу своей судьбе, как и предписывается в нашей культуре (Нечего ждать милостей от природы...)

В дороге Колобок встречает трусливого зайца, медлительного медведя, глуповатого волка и не один из них не признается за достойного партнера в жизненном сценарии Колобка. Все они не годятся в поглотители энергичного, инициативного и веселого создания и Колобок катится дальше.

И вот, наконец, партнер! Партнер - Лиса, которая оценила, признала достоинства и похвалила! От такой и смерть принять - в радость, даже на язык запрыгнуть можно. Кстати, это второй женский персонаж в сказке, первая женщина- Старуха сотворила Колобка, вторая - съела. Женские архетипичные образы мифов всех народов земли проявились и в нашей, казалось бы, простенькой сказке для маленьких детей как созидающее и уничтожающее начало.

Так, через удовлетворение одной из высших потребностей - в признании - завершается жизненный сценарий Колобка.

А как же другие герои? Ведь они тоже не случайно появились в сказке, а каждый по велению своего сценария. И трусость зайца, и неповоротливость медведя, и глупость волка, и житейская несостоятельность старика со старухой (в доме к концу жизненного пути вместо еды одна пыль от муки) не позволяют им ни понять, что перед ними долгожданная удача (еда), ни воспользоваться ею по назначению. Все они пропускают этот вариант своих возможностей, хотя он был рядом и очень доступен.

Так что же с типами сценария этой общеизвестной сказки?

Мы имеем пример разрушительного сценария с переключением симпатичного, талантливого, с хитрецой, веселого, очень энергичного и инициативного, победителя, но рожденного для съедения. Декларируется: «Я ото всех уйду!» до тех пор, пока не найден подходящий партнер. Снова и снова идет поиск, Колобок всю свою энергию направляет на то, чтобы его съел достойный партнер. Так и слышится программирующая фраза для такого случая «Если уж продавать себя, то подороже», что тоже для русскоязычной культуры достаточно характерно.

После того, как партнер найден, наш герой не изменяя декларации «Я уйду!» переключается на противоположные действия и отдает себя на съедение. Таким образом, это сочетание победителя в сценарии поиска партнера, победителя в сценарии реализации себя, как пищи и неудачника во внешней декларации «Ото всех уйду»

Возникает вопрос, какая из сценарных линий для Колобка является главной. Так как сценарий пищи не завершается без завершения сценария поиска, а последний усиливается и обостряется декларацией «Уйду», то представляется правильным выстроить их в соответствующей последовательности. То есть, главное - «Пища», затем «Партнер» и затем «Уйду», а осуществляются они, естественно, в обратном порядке.

Старик со старухой, заяц, медведь и волк - типичные непобедители - разини,постоянно упускающие удачу, когда она совсем рядом. Лиса - типичный победитель, умеющая красиво, с созданием приятных эмоций и себе, и партнеру, съесть его.

Итак, сказка «Колобок» дает нашим детям пример сложного со сценарными переключениями сценария талантливого и веселого победителя, стремящегося продать свою жизнь подороже; целой плеяды обыкновенных не победителей и пример сценария хитрого и льстивого победителя.

В сказке «Репка» так же, как и в сказке «Колобок», все происходит вокруг еды, но вокруг самого простого и быстрого этапа в ее выращивании - сбора урожая (и предвкушения дележа). Наиболее трудоемкие и длительные этапы посадки и выращивания репы проходит в одиночестве один герой - дед. И вот подошли к дележу еды! Выясняется, что именно здесь дед один не справляется и ему нужна его жена, косвенно участвовавшая во всем процессе (деда обихаживала и вообще «муж да жена одна сатана»). Но бабушке хочется накормить внучку, у внучки есть любимая Жучка, Жучка выросла вместе с кошкой, а та заботится о благе своей игрушки и вероятной еды - мышки.

Таким образом, по цепочке собирается вся компания непричастных, но ждущих вознаграждения. Репку выдергивают и, видимо, делят на всех присутствующих, как это принято при уборке урожая на Руси. Чем больше народу, тем скорее соберем урожай, что в нашем климате немаловажно. Главное, таким образом, поспеть вовремя к уборке урожая. И если дед и бабка действительно тянут - потянут, то вклад дальнейших участников все меньше и меньше, пока у мышки не становится совсем микроскопическим. Однако именно с ней и вытянули репку! Мышкина значительность вырастает не по вкладу в общее дело, а по результату общих стараний. И уже она кажется самой главной, а не дед, все лето растивший репку. Да и вообще, мышка обычно существо, преследуемое и уничтожаемое в крестьянском хозяйстве за порчу запасов. Так что роль мышки качественно изменилась, и только в таком качестве она и может получить признание. Таким образом, мышка здесь получает относительно самое большое вознаграждение (потребность в признании вторая сверху в пирамиде потребностей Маслоу).

Давайте разберемся, какие сценарии должны быть у действующих лиц сказки, чтобы сыграть ту или иную роль.

Неудачников в ней нет, еду получат все. Типичный непобедитель - дед, сначала трудолюбиво идущий к результату, а перед самым концом работ теряющий всякий контроль над ходом событий (каждый уже пришедший может позвать кого угодно, не спрашивая согласия деда).

Все остальные демонстрируют поведение победителей, причем в той или иной степени победу они получают за чужой счет. И больше всех в этом преуспела мышка.

Итак, сказка «Репка» дает пример сценария непобедителя, много работающего и мало получающего, и победителей за чужой счет.

Сказка «Курочка Ряба» тоже касается темы еды. Однако здесь в обыденную размеренность получения еды (яиц от курицы) врывается нечто необычное: яйцо - золотое! Удача, воистину сказочная удача! Но удача не замечена и с яйцом пытаются поступить обычным образом: его бьют, пытаясь разбить и съесть. Причем бьют оба действующих лица: и дед, и баба и у обоих не получается это варварское действие, и они прекращают свои попытки. Затем происходит еще одно чудо: для всех незаметно яйцо становится обычным. Теперь его можно съесть. Но дед с бабой опять не поняли случившегося.

Тут - то и появляется наша знакомая из предыдущей сказки, тут появляется мышка, машет своим хвостиком, яичко падает и разбивается. Мышка может съесть его прямо сейчас, пока дед и баба плачут, а может немного погодя, она обеспечила себе эту возможность.

А дед с бабой плачут, то ли поняв, что упустили, то ли от жалости о потерянной яичнице, то ли и о том, и о другом вместе. Скорее второе, потому что курочка их утешает обещанием впредь не нарушать порядок вещей: обещает исправно нести простые, обыкновенные яички ежедневно.

Два чуда в одной сказке: сначала золото вместо яйца, потом яйцо вместо золота. Первое чудо - удача, которая, наверное, встречается хотя бы однажды в жизни каждого человека. И эту удачу можно либо развить, либо упустить, не заметить. Люди, упускающие удачу - непобедители и это, несомненно, сценарий деда с бабкой. Мышка - опять победитель, и опять за чужой счет.

Курочка Ряба - существо таинственное, приносящее чудеса. Она - тайный волшебник, серый кардинал, теневое правительство. Она награждает и, если награда не пришлась по назначению, не понята, то она заменяет награду вещью, понятной и нужной данному человеку. Она добра и не наказывает сильно за отвержение чуда, только заменяет его на обыденность. Образ Куры Рябы созвучен образу Коровы в сказке «Крошечка-Хаврошечка» или Конька-Горбунка в одноименной сказке. Это образ скромного победителя, исподволь управляющего ходом событий.

Итак, два непобедителя не поверили в богатство и вернулись к знакомой обыденности. Одна победительница за чужой счет получила свой маленький выигрыш. Скромный победитель - волшебница управляет ситуацией.

Четвертая сказка из набора «для маленьких детей» - «Теремок». Сам теремок, сооруженный в разных вариантах сказки из разных подручных средств (горшок, рукавичка, гриб, кувшин и т.д.) исполняет роль объединяющую. Под его «крышей» постепенно собирается сначала маленький лесной народец: муха-шумиха, комар-пискун, мышка-норушка, лягушка-квакушка. Образуется лесное общежитие с соглашением о ненападении, соседями здесь пока не обедают. Потом в теремке появляются заяц, лисица, собака и волк (опять в разных вариантах в разном наборе). Эта ситуация уже взрывоопасна (пищи много и едоки проголодались) и не известно, что бы случилось дальше, но сюжет развивается иначе. Прознал про эти хоромы медведь - лесной гнет. Этот персонаж заведомо велик для теремка, да и второе имя обязывает к определенным действиям. И теремок разрушен (да еще и все раздавлены).

В сказочной истории происходило невозможное, опасное объединение под одной крышей природных антагонистов в количестве, превышающем норму для малой группы (8 и более зверей). И медведь, как блюститель лесных правил, сразу, как узнал про это безобразие, так явился и все уничтожил. Этакий нехороший мальчик, разбивший красивую иллюзию о большом и дружном сообществе обычно поедающих друг друга персонажей. Вывод из сказки и для детей, и для взрослых обычно состоит в осуждении медведя (зачем разбил иллюзию).

Каковы же сценарные роли восьми действующих лиц сказки, ослепленных иллюзией земного рая под крышей теремка? Какой сценарий заставляет свои персонажи забывать о серьезной опасности его завершения, заставляет выбирать смертельные варианты, да еще и идти к ним в радостном ослеплении? Это напоминает стадо баранов, идущее (все вместе) за козлом провокатором на бойню. Очевидно, что у этих героев сценарий, который сейчас модно определять фразой «хотели, как лучше, а получилось, как всегда», хотели быть все вместе, вот вместе и погибли. Эти герои на самом деле более сильно, чем в защите, нуждаются в удовлетворении потребности общения (третья потребность у А. Маслоу). Эту потребность они удовлетворяют и здесь они - победители. Но эта победа достается им дорогой ценой неудовлетворения более жизненно важной потребности в защите, и они погибают, оправдывая поговорку «На миру и смерть красна». Исходя из рассмотрения этой потребности их следует считать неудачниками. А можно ли было избежать ужасного конца? Может быть найти еще несколько теремков, зачем же всем в один, и устроить обмен туристическими группами?

Предупреждение этой сказки мудро, но где же результат его воздействия на народ? Результат состоит в осуждении медведя. Героя, пытающегося предотвратить трагедию, здесь нет. Победитель- природа, восстановившая порядок событий с помощью медведя. Всё возвращается на круги своя и медведь сыграл роль представителя победителя, то есть это осуждаемый молвой победитель. >

Пятая популярная сказка для малышей «Три поросенка». Эта сказка не из русского фольклора, и для детей более позднего возраста. Здесь мы ее рассматриваем из–за ее популярности и сильного программирующего воздействия, хотя чаще всего оно является не первичным.

Поросята удовлетворяют вторую потребность в пирамиде Маслоу: потребность в защите, то есть строят дом. У одного дом получается, как говорят, до первого ветерка. У второго - дом может устоять при сильном ветре, но ураган его снесет. Дом третьего выстоял при всех напастях, причем укрыл всех троих. Третий громко поет о том, что он - на свете всех умней.

Таким образом, первые два поросенка, затеяв нужное дело, не доводят его до необходимого результата, а создают только его видимость. Третий поросенок получил результат - достаточно крепкий дом, и смог даже дать приют братьям. Однако настораживает его неудержимое хвастовство в конце и возникает вопрос: Зачем же он все это делал? Чтобы братьев и себя уберечь, или чтобы показать всем, что «на свете всех умней» именно он.

C точки зрения сценарного анализа и исходя из удовлетворения потребности в защите, первые два поросенка - победители: установив правильные цели и сделав совсем немного, они получают результат, воспользовавшись чужим крепким домом, причем, создав ситуацию, когда и отказать-то им было нельзя. Хотя знания об окружающем мире у них изначально одинаковые с третьим братом, они считают, что достаточно построить домик для чаще встречающихся случаев непогоды. Большой ветер и ураган встречаются гораздо реже, и есть же на свете этот умник, который строит дом из камней, и он не отважится отказать им в приюте в случае опасности.

Таким образом, первый поросенок потратил для защиты совсем мало средств и сил, но зато натерпелся много страху и много бегал. Второй поросенок потратил больше средств и сил на строительство, несколько меньше первого боялся и бегал. Их победы получены разной количественно, но одинаковой качественно ценой.

Третий поросенок на первый взгляд - победитель, он взял правильный материал, и волк ушел не солоно хлебавши. Эта победа обусловлена удовлетворением потребности в защите. Цена победы - много затрат и много труда. Но у третьего поросенка существует более высокая по пирамиде А.Маслоу потребность, потребность в признании. И третий поросенок умудряется испортить свою победу уже в самом конце. Он не радуется вместе с другими общему спасению, а начинает непомерно хвастать своим умом, что всегда вызывает резкое деление на «умного» и «глупых», что влечет снижение самооценки остальных, чувство неприязни у окружающих к «этому умнику», понизившему их самооценку. Благодарность испытывать и выражать в такой ситуации очень сложно.

Таким образом третий поросенок оказывается неудачником, не получая вожделенного признания. У него негативные эмоции очень сильные, так как все сделано, казалось бы, правильно, но эта правильность для потребности в защите, а для потребности в признании не правильно кричать про самого себя, что ты умнее всех. Чужую самооценку можно в таком случае только повышать или не трогать, но ни в коем случае не понижать. Третий поросенок пытался одним махом получить две победы, но не вышло.

И так, «Три поросенка» - сказка о двух победителях почти полностью за чужой счет и одном очень обиженном победителе-неудачнике. Э.Берн, рассматривая удовлетворение потребности в заполнении времени, и говоря об общении в форме психологической игры, называет подобное поведение игрой «Местный мудрец». Героем этой игры очень просто манипулировать, достаточно вначале сделать вид, что готов признать и потом живи в его каменном доме сколько угодно.

Сведем результаты нашего исследования в таблицу.

Сказки и герои

Потребности

сценарий победителя

цена победы

сценарий непобедителя

сценарий неудачника

сценарное время

 Колобок:
старик и старуха пища     есть    
заяц, волк, медведь пища       есть  
лиса пища есть лесть      
колобок самореализация есть жизнь     после того как
 Репка::
дед пища есть много труда      
бабка, внучка, кошка пища есть труд      
мышка пища, признание есть маленький трудовой вклад     там и тогда
репка самореализация есть жизнь      
Курочка Ряба:
дед и бабка пища есть потеря богатства     снова и снова
мышка пища есть       после того, как
золотое яичко<  признание<     есть   не там и не тогда
простое яичко  признание есть жизнь     там и тогда
Курочка Ряба  самореализация     есть   не там и не тогда
Теремок:
разные звери защита (дом)       есть снова и снова
медведь самореализация есть отказ в признании      

Рассмотрим теперь, как работает сценарный анализ в практике психологического консультирования.

Для диагностики сценария необходимо задать клиенту вопрос о его самой любимой в детстве сказке (причем в раннем детстве и имея в виду самые простые детские сказки). Обычно сначала человек теряется и называет что-то из более позднего возраста. Правильным считается тот ответ, при котором произошло воспоминание того, как он узнавал себя в сказке, воспоминание той сказки, которая была «про меня». Если названа сказка мало известная, не принадлежащая к набору «Сказки для малышей», можно попробовать найти ее сходство с базовыми сказками. Сходство должно подтвердиться согласием клиента.

Затем надо выяснить отношение к этой сказке сейчас, и далее следует вопрос о роли, которую клиент хотел бы играть в инсценировке этой сказки, причем независимо от пола, возраста и одушевленности персонажа. То есть выясняется, какой из героев наиболее привлекателен. После этого можно сделать первое предположение о возможном сценарии, которое затем уточняется.

Для помощи в решении выявленных проблем в ряде случаев использовались методы НЛП. При ярком проявлении сценарного программирования с участием сказки очень эффективным для корректировки сценария оказалось применение метафор в форме известных сказок того же возрастного периода, что и программирующая. Нахождение корректирующей сказки производится персонально для конкретного человека в соответствии с его жизненной историей.

Для иллюстрации рассмотрим несколько случаев, различных по своей структуре.

Случай 1 Студентка А. пришла с целью профориентации. В ходе обследования выяснилось, что ее любимая с детства сказка- «Репка», а любимый персонаж- Мышка. Из ответов на заданные далее вопросы о том, как она организует свою жизнь, выяснилось, что содержат их с мужем полностью родители, курсовые и дипломные проекты ей рассчитывали друзья, дипломный проект делает в основном муж, чертежи делают друзья и все это бесплатно, и она считает это естественным и правильным. Мама приходит и помогает вести домашнее хозяйство, квартиру купили родители мужа и ребенок живет тоже у них. Причем для нее устойчивость такого положения дел несомненна и вечна. Она так уверенно осуществляет сценарий победителя, что каждый случай неудачи для нее просто несущественный и временный факт, который вскорее заменяется на удачный. Метафора для А. – сказки, в которых персонаж побеждает с чьей – то помощью, но и сам много трудится для победы и помогает другим. В описываемом случае использовались сказка «Палочка – выручалочка» Сутеева.

Случай 2. Преподаватель Б., у которого было много конфликтов с коллегами и студентами. В качестве любимой с детства сказки сначала был назван ряд «фэнтази», но через несколько дней вспомнилось, что конечно-же, это «Три поросенка». Причем очень эта сказка была близкой, казалось, что это про него и почему все не видят, что полностью про него. Хотелось закричать: «Это я всегда делаю правильно, это я знаю, как надо делать. Я – умный».  Положение усиливалось за счет того, что Б. был самым младшим в семье интеллектуалов и стремление доказать, что он не хуже, а часто лучше других (больше знает и умеет), было особенно актуально.

Стремление постоянно выделиться из общей массы какими-то знаниями и умениями рождает рационализированную защиту сценария (это хорошо, так как побуждает к совершенствованию). Но это же стремление побуждает искать таких партнеров в общении, которые знают и умеют заведомо меньше.

Со временем у Б. развилась психологическая игра «Местный мудрец», сначала в безобидной форме стремления знать как можно о большем и постоянно выкладывать публике эти знания. Постепенно это вылилось в тенденцию к приобретению поверхностных знаний и к давлению этими знаниями на слушателей. Учебные занятия стали превращаться в демострации умного поросенка и всякие попытки слушателей проявить свои знания и умения воспринимались как агрессия и отражались пространно и сурово. Слабые группы проявляли глухое недовольство, а сильные стали отказываться от занятий с Б. На это появилась своя защита: Б. стал часто говорить о том, как его все хотят слушать, везде просят выступить, внушая это прежде всего себе и заглушая воспоминая об отказах.

Теперь круг общения состоял только из тех, кто соглашался внимать не перебивая и без сомнений. Развитие сменилось на застой и затем деградацию. Участились конфликты с коллегами. Преподавание перестало исходить из цели «научить» и стало проходить под негласным, (а потом и оглашаемым), лозунгом: «Вы никогда не научитесь». Кстати, именно по наличию этого лозунга можно быстро определить, стремится ли данный «учитель» действительно научить или играет в «Местного мудреца». Дополнительной игрой может быть «Бейте меня». Однако, часто дополнительные игроки ведут менее приятные для «мудреца» игры.

Распространенной дополнительной игрой к «Мудрецу» выступает «Скажи мне, о Великий», переключением для которой и жесткой платой за наживку является продолжение: «С чего ты взял, что ты великий?». Психологические центры посещает множество людей, ищущих своих «мудрецов» для того, что бы развенчать с быстротой молнии.

Следует отметить, что «Местный мудрец» – довольно распространенная игра для преподавателей и психологов, которым необходимо ощутить себя «великими». Особая сложность этого случая состоит в том, что сценарий не позволяет принять чью-либо прямую помощь и поэтому применение метафоры становится особенно актуальным. Метафора для Б. – сказки про добрых и деятельных волшебников. Учитывая склонность Б. к «Фэнтази», использовалась современная американская литературная сказка Урсулы Ле Гуин «Волшебники Земноморья», являющаяся к тому же прекрасным воплощением взглядов на психологию личности Карла Густава Юнга.>

Случай 3. Преподавательница В. обратилась по поводу проблем возрастного кризиса 40-летних. Любимая сказка детства «Крошечка – хаврошечка», а персонаж, с которым идентифицировала себя - Коровушка. Попытки найти аналогии в сказках для маленьких детей привели к «Курочке Рябе» и к самой заглавной героине. Именно Курочка, так же как и Коровушка является вершителем судьбы, рукой провидения. Выбранный в детсве сценарий привел В. к образу Учителя, испытывающего удовлетворение от успеха своих учеников и уходящего в тень посе завершения своей миссии. Такая роль дает много собственного удовлетворения, но мало общественного признания. Однако после осознания своего сценария через проигрывание сказки в группе тренинга и рационального рассмотрения вариантов его возможной корректировки (тоже через проигрывание), В. пошла прежним путем, но теперь принимая этот путь как собственный выбор. Метафора для этого случая – сказка «Конек – Горбунок».

Случай 4.Студентка Г. обратилась с жалобой на повторяющиеся периоды угнетения и потери вкуса к жизни. Любимая сказка «Теремок», а наиболее близкий герой – Медведь. Лозунги: «Так хочется их всех раздавить!» и «Ничего хорошего со мной не случалось и не случится». При более глубоком исследовании выявилась близость с ролью Сизифа, снова и снова толкающего камень в гору.

Линия времени у Г. оказалась невыстроенной, события будущего и прошлого накладывались друг на друга, прошлое скакало по всей оси времени, оказываясь то на своем месте, то среди будущего.

Корректирующей стала роль волшебницы из сказки «Золушка», которая принялась упорядочивать временную ось и вывела Г. на новые внутренние ресурсы, когда Г. стала превращаться в помощника для других людей, получая от этого приятные ощущения и ресурс для собственного роста.

После перечитывания всего вышеприведённого, естественно возникла мысль о том, что программируется в наших младенцах родителями, когда они бездумно читают малышам рассмотренные выше сказки. Давайте задумаемся о том, реализацию какого сценария мы хотели бы наблюдать в наших чадах. Конечно, ребёночек найдёт, где узнать совпадающий с природными задатками сценарий (телевизор, детсад, родственники и знакомые и т.д.). Но всё-таки родители не последняя инстанция в воспитании, а мыслящие родители – большой подарок для развивающегося существа.

Литература.

Э. Берн Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М.2001

Тед Гарратт. Эффективный тренинг с помощью НЛП. С.-П. 2001.

#В начало статьи

Категория: Практическая психология | Добавил: tbrill (09.03.2015)
Просмотров: 3818