персональный сайт
Бриль Татьяны
Главная » Все статьи » Психология » Практическая психология

О контроле сознания и феномене культа

Опубликовано в сб. «Актуальные проблемы обучения и воспитания». Из-во Сибирского института права, экономики и управления. Иркутск, 1999, с. 43-50.

Примечание автора. Стивен Хасан- специалист по деструктивным культам из США, приезжавший в Россию в 1992 году и выступивший с рядом лекций. В молодые годы, будучи студентом, он был вовлечен в культ Муна с целью подготовки из него одного из лидеров. Довольно быстро он достиг уровня помощников самого Муна и неизвестно, как бы все продолжалось, но он попал в автокатастрофу и на некоторое время потерял возможность ходить. Мать очень быстро перевезла его на далекое ранчо, где его никто не мог найти, и вызвала группу психологов и бывших членов культов, которые долго работали с ним и таким образом удалось снять контроль с его сознания и вернуть его к семье и учебе. С этого началась его деятельность по исследованию деструктивных культов и сейчас это один из крупнейших в мире специалистов по культам и диктатурам.

Предлагаемая работа основана на материалах лекции Стивена Хасана, прочитанной в институте Молодежи в 1992 году. Автор считает себя обязанной выразить благодарность Володину Виктору Петровичу и Жидиханову Борису Равильевичу за помощь в переводе заметок  к  лекции, которые были использованы при подготовке этой статьи.

1. Что такое культ?

Словарь Вебстера дает следующее определение: - религиозное поклонение; - круг людей, объединенных посвящением или верой в доктрину, программу, тенденцию или особу.
Советский энциклопедический словарь - религиозные действия, которые должны привлечь внимание высших сил или выразить религиозное поклонение - возвеличивание кого-либо или чего-либо.
Большинство существующих на земле групп - культовые, но различают положительные (благотворные) и деструктивные. К положительным и благотворным можно отнести, например, группы борьбы за чистоту, получения знаний, взаимопомощи и т.п., где человек волен в любой момент уйти и заняться чем-то другим.
Деструктивный культ -любая авторитарная пирамидальная организация, которая действует с контролем сознания и заманивающей вербовкой. Может быть религиозной, политической, психотерапевтической, образовательной, коммерческой и т.д. Человек попадает в зависимость и повинуется лидеру или доктрине. Выход из группы представляется как невозможный и наказуемый болезнями и другими карами. В США более 3000 деструктивных культов от малых до международных, объединяющих около 15 000 000 американцев (культ Муна, трансцедентальная медитация и т.д.). Создатели подобных организаций стремятся к экономическому, политическому, духовному господству.

 

Контроль сознания это:

  • тонкость и хитрая софистика (обман);
  • провокация “добровольного” участия и сотрудничества;
  • сначала  контролеры сознания выдают себя за друзей и благодетелей;
  • создание “новых” личностей (переход к новым убеждениям);
  • промывание мозгов.

Промывание мозгов включает:

  • физическое принуждение;
  • использование насилия, пыток, наркотиков;
  • представление “промывателей мозгов” как врачей, целителей или священников;
  • провоцирование и использование фальшивых признаний;
  • продуцирование управляемого поведения.

2. Контроль сознания.

Контроль сознания можно рассматривать в 4-х аспектах:
  • поведенческий контроль;
  • информационный контроль;
  • контроль мыслей;
  • эмоциональный контроль.

Поведенческий контроль

1. Регулирование индивидуальной физической реальности:
  1. где и с кем каждый живет;
  2. одежда, цвет, прическа;
  3. пища;
  4. продолжительность и условия сна;
  5. финансовая зависимость.

2. Основное время отводится для освоения доктрины и групповых ритуалов.
3. Человек обязан просить разрешение для основных важных решений.
4. Используется система награждений за разрешенные и наказаний за неразрешенные поступки и мысли.
5. Индивидуальность приглушается, поощряется групповое мышление.
6. Приняты жесткие правила поведения и муштра.
7.Внушается необходимость и неизбежность повиновения и зависимости.

Информационный контроль.

Информация, как известно - пища ума. Возможен даже информационный голод, результатом которого может быть депрессия и даже душевное заболевание. Постоянное получение информации - необходимость.

  1. Использование обмана:
    1. обдуманное сдерживание информации;
    2. просеивание информации, чтобы сделать ее приемлемой для культа;
    3. откровенная ложь.
  2. Минимизация доступа к внекультовым источникам информации:
    1. ограничения в чтении газет, журналов, просмотре телевизионных программ, прослушивании радиопередач (вам это нельзя);
    2. сокрытие критической информации, удаление критиков;
    3. запрещение контактов с отошедшими от культа;
    4. постоянная занятость, чтобы не было времени для сомнений.
  3. Разделение на внешнюю и внутреннюю  (для посвященных) доктрину:
    1. нет свободного доступа к внутренней доктрине;
    2. разная информация на разных уровнях иерархии группы, цельной картины нет ни у кого и истина изменяется от уровня к уровню;
    3. кому что можно знать решает руководство.
  4. Поощряется слежка за другими членами группы:
    1. установление видимости дружбы для слежения и контроля;
    2. доклады об отклонениях в мыслях, чувствах и действиях руководителю.
  5. Широкое использование информации о культе и пропаганда его:
    1. листовки, обзоры, журналы, видео и аудио записи и т.д.;
    2. цитирование внекультовых источников без связи с контекстом;
    3. повторение доктрины культа снова и снова.
  6. Использование исповедей:
    1. информация о грехах используется для снижения самооценки и ослабления защиты личности, поощряется придумывание грехов;
    2. прошлые грехи используются для манипулирования человеком, для его “прощения” или “ непрощения” и наказания.

Контроль над мыслями.

  1. Необходимость принятия групповой доктрины, как правды:
    1. схема доктрины выдается за реальность (если сомневаешься, то ты дурак);
    2. все оценивается либо как “черное”, либо как “ белое”;
    3. все оценивается либо как “хорошее”, либо как “плохое” (дьявольское);
    4. люди делятся на “мы” и “они”, (свои и чужие), “мы”- всегда хорошие.
  2. Применение внутреннего языка, изобилующего мыслительными штампами.
  3. Поощряются только “хорошие” и “простые” мысли.
  4. Используются психологические техники торможения мышления (как не видеть и не слышать ничего другого):
    1. отрицание, осуждение желания думать;
    2. использование мантр и медитации для создания бездумного состояния, запрет использования их для других целей;
    3. молитвы с повторением тезисов доктрины для их усвоения на бессознательном уровне;
    4. пение или бормотание, как средство проникновения тезисов доктрины на глубинный уровень психики;
    5. поощрение разговоров только на жаргоне (внутрненнем языке);
    6. внушается, что все техники должны срабатывать при любом столкновении с инакомыслием, поэтому, чем больше попыток противоречия, тем сильнее работает внушение.
  5. Недопустимость критических вопросов о лидере, доктрине или финансовой политике (не обсуждать!).
  6. Отсутствие обзоров альтернативных доктрин, запрещение на них. Все они оцениваются без рассмотрения как незаконные и нехорошие.

Эмоциональный контроль.

  1. Сужение диапазона чувств личности и манипулирование ими.
  2. Если у личности есть проблемы, то это ее вина.
  3. Усиленное использование обвинений:
    1. обвинение личности:
      1. кто ты такой?! (не дорос еще!);
      2. откуда ты взялся?! (вы там гораздо хуже, чем мы здесь!);
      3. что у тебя за никудышная семья!;
      4. при твоем прошлом, что ждать от тебя хорошего!;
      5. какую гадость ты любил!;
      6. у тебя были грешные мысли, гадкие чувства, плохие поступки!
    2. социальные обвинения (гнилая интеллигенция, грубый работяга, темный крестьянин и т.д.).
    3. исторические обвинения (это твои предки Христа распяли, а твои Русь под игом держали).
  4. Чрезвычайное использование страхов (фобий):
    1. страх думать независимо;
    2. страх потерять спасение;
    3. страх врага;
    4. боязнь естественных катастроф и т.д.
  5. Поддержание крайностей эмоциональных взлетов и падений (резкой циклоидности).
  6. Широкая практика ритуалов и массовых публичных исповедей грехов. Экзальтация поощряется.
  7. Страх отступления от доктрины (от группы):
    1. нет счастья и помощи вне группы (ты там никому не нужен);
    2. если ты уйдешь, будут ужасные последствия!;
    3. у тебя нет законных причин оставить группу!

3. Три стадии захвата контроля над сознанием.

  1. РАСФИКСИРОВАНИЕ  (отключение от прежней жизни):
    1. дезориентация (испугать!);
    2. создать сенсорную недостаточность или перегрузку (одиночество - для экстравертов, сверхопека - для интровертов);
    3. физиологическое манипулирование:
      1. лишение сна;
      2. лишение уединения;
      3. изменение диеты.
    4. гипноз:
      1. медитации, мантры, молитвы, пение и т.д.;
      2. рассказ историй, притч, метафор;
      3. использование воображения;
      4. нейро - лингвистическое программирование.
    5. подвести человека к решению вопроса самоидентификации (с кем ты?).
  1. ИЗМЕНЕНИЕ:
    1. овладение новым самосознанием шаг за шагом:
      1. формальное, при изучении доктрины;
      2. неформальное, при общении с другими членами группы, при прослушивании записей, чтении культовых текстов и т.д.
    2. использование техники модификации поведения:
      1. поощрения и наказания;
      2. использование техники торможения мысли;
      3. контроль среды за каждым.
    3. мистические манипуляции;
    4. гипноз: повторения, монотонность, ритм;
    5. исповеди и свидетельства других.
  1. ФИКСИРОВАНИЕ:
    1. новые постулаты усиливаются, старые заглушаются:
      1. отчуждение от прошлого;
      2. дать новую собственность (видимость собственности - открыть банковский счет);
      3. позволить начало культовой активности (вербовка, поездки с целью поиска новых членов, принятие в члены);
    2. новое имя, другая одежда, прическа, жаргон, новая “семья”;
    3. новая ролевая модель, новый круг общения;
    4. продолжение овладения доктриной: работа с новичками, углубленное изучение доктрины, адаптация к групповым верованиям, ценностям, действиям.
 Культовый контроль сознания не стирает полностью личность, а скорее создает новую, которая заслоняет и подавляет старую.

4. Психологические догматы деструктивных культов.

  • Доктрина культа - это единственная реальность.
  • Реальность может быть черной или белой, доброй или злой (никаких полутонов).
  • Наш образ мыслей элитарен, мы - избранные.
  • Групповая воля выше индивидуальной (большинство всегда право).
  • Полное послушание - подражай лидеру!
  • Счастье дает только хорошее исполнение своей роли в группе.
  • Манипулировавшие через страх и наказание.
  • Использование эмоциональных взлетов и падений.
  • Делай сейчас то, что сказано, а о завтрашнем дне подумает руководитель.
  • Выхода из группы быть не может!

5. Общие проблемы жертв деструктивных культов.

Чаще и проще всего жертвами деструктивных культов становятся люди, имеющие следующие проблемы:
  • Душевный разлад, путаница, сумятица.
  • Потеря мировоззренческой целостности.
  • Состояние распада личности.
  • Паника или озабоченность чем-либо.
  • Депрессия.
  • Наркотики, алкоголь.
  • Психосоматические симптомы (головная боль, боль в спине, астма, болезни кожи и т.д.).
  • Проблемы с самостоятельностью в решениях и поступках.
  • Нарушения психологического развития, потеря психологической силы.
  • Чувство вины.
  • Страхи (фобии).
  • Нарушения сна.
  • Нарушения в пищеварении.
  • Сексуальные проблемы.
  • Недостаток доверия к людям (страх близости).
  • Беспокойства и угрозы.
  • Потеря друзей, близких людей, семьи.
  • Духовное или физическое изнасилование.

Но следует заметить, что здоровые и умные люди могут быть вовлечены в деструктивный культ с целью подготовки из них руководителей разных рангов. Обычно это происходит с использованием тех же методов, разве что более опытными вербовщиками и за более продолжительное время. У каждого человека есть какие-то проблемы, на них и строится вовлечение в культ.

6. Как люди покидают деструктивные культы.

Это происходит обычными путями:
  • пропускать собрания, приходить все реже;
  • быть выгнанным;
  • быть извлеченным с чьей-то помощью.

7. Стратегия извлечения из культа.

опытные психологи, пользуясь помощью людей, ранее покинувших этот или другой деструктивный культ и родственников,  друзей жертвы.

 

Должен быть создан терапевтический союз жертвы культа и помощника по выходу из культовой группы, вначале более директивный, с течением времени более свободный. Нужно быть готовым к расширению кругозора и к повторяющимся успокаиваниям.

Занятия должны быть 2-3-х часовыми и сначала каждый день, затем реже. Может возникнуть необходимость в повторении занятия.

Сначала желательно попросить просто рассказать о жизни в группе, о ее членах, описать встречи литературным языком. Затем обратиться к воспоминаниям о прошлой докультовой жизни, привлекая фотографии, музыку, приятелей, учителей, то есть вспомнить, что была и до культа интересная жизнь. Поощряйте вспомнить ценности, верования, мечты, цели. Если персона не может их ощутить, то поощряйте ее построить новые. Нужно иметь наготове  для усиления воздействия истории, метафоры, примеры, анекдоты. Очень сильная стратегия: ”А что если ты ..., что тогда будет?”

Неизбежна профессиональная помощь психолога в снятии страхов (фобий), панических состояний и проявлений беспокойства. Нужны советы профессионала о выборе группы психологического тренинга, о выборе работы, о том, как общаться с окружающими. Может быть полезным разговор со священником (для верующих или ранее веровавших).

Вначале, когда работа направлена назад, к детству, лучше задавать вопросы, чем давать советы, готовые рецепты. Надо стремиться к усилению личности, стремиться научить человека жить самостоятельно, поощрять критические размышления. Надо поощрять человека использовать обычный, некультовый язык и, если необходимо, корректировать словарь.

Необходимо научить клиента управлять переключениями внутренних состояний. Никогда не принижайте духовный опыт клиента, вы можете осуждать опыт других людей и разные альтернативные случаи, но не самого клиента.

Поощряйте человека к тому, чтобы увидеть в категоричности культовых суждений абсурдность культа в сравнении с многовариантностью окружающей действительности.

Часто клиенты говорят: "Покажите мне что-то лучше и я поверю”. Выясните, что значит это “лучше”. Понял ли клиент контроль сознания и характеристики деструктивных культов? Общается ли он с другими прежними членами культа?

Каковы сейчас самые важные личные проблемы? Поощряйте решать проблемы шагами, избегайте перегрузки. Лучше планировать пары возможных решений и завершать их. Развивайте доверие к людям и судьбе и надежду.

Бывшим членам деструктивных культов важно знать, что они никогда не были хуже других. Что они не глупее и есть на свете множество других людей, которые попадали в аналогичные ситуации. Все они думали, что это был хороший выход из их ситуаций в то время. Теперь они знают больше и понимают, что такое контроль сознания. Теперь они знают, какие вопросы надо было задавать. Теперь они едины с семьей и друзьями.

Чтобы хорошо познакомиться с культовыми группами важно прочитать доктрины хотя бы трех из них. Вы должны общаться с бывшими членами и обязательно разговаривать с настоящими членами. Вы можете сказать им, что знаете кого-то из них или хотите разобраться. Попытайтесь понять, что это за группа, в какую миссию они должны верить, какова иерархия их членов (обслуга, вербовщики, руководство, лидер). Выясните набор методов всех стадий вовлечения и главные механизмы удержания. Попытайтесь уяснить выгоду, которую получает лидер. Все это необходимо для помощи жертвам культов и следует проделывать постоянно и в том числе во время работы с клиентом для уточнения стратегии и тактики действий и пополнения запаса поучительных историй, метафор и их конструирования

8. Техники выздоровления  членов деструктивных культов.

  1. Модель выздоровевшего:
  • знаете, что  Вы хотите;
  • знаете, чего Вы не хотите;
  • умеете сравнивать похожести и противопоставлять противоположности в различных групповых занятиях;
  • изучаете необходимые ресурсы для достижения Вашей цели и  определяете недостающие;
  • изучаете изменения, необходимые для достижения Вашего счастья;
  • обсуждаете близкие и дальние последствия  своих и чужих поступков;
  • следите за вторичными симптомами контроля сознания.
  1. Локус-контроля выздоравливающего:
  • внешний;
  • внутренний.

Локус-контроля - качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний) или собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний). Показано, что люди с внутренним локус-контролем более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешены, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локус-контролю сопровождается неуверенностью в себе, неуравновешенностью, стремлением отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожностью, подозрительностью, конформностью и агрессивностью.
3.Стратегии мотивации поведения выздоравливающего:

  • движение к позитиву;
  • движение от негатива.

4. Временная ориентация:

  • прошлое;
  • прошлое - настоящее;

(прошлое), настоящее - будущее.
5. Работа с частями “Я”, со “сверх-Я”, с “Тенью”(аналитическая психология Юнга).

  • открытие (осознание);
  • признание и обучение использованию;
  • объединение частей “Я”(субличностей по Ассаджоли).

6. Описание или создание опорного опыта:

  • временная диаграмма жизни;
  • важные люди;
  • важные события;
  • места действия.

Сортируйте опыт на позитивный, негативный, необычный. Открывайте везде и различайте мысли, чувства, действия. Важны все мельчайшие детали персональных историй.

Для создания нового опыта не забывайте использовать все каналы восприятия: зрительный, слуховой, ощущения, вкус, обоняние, создавая необходимые образы во всех каналах и во всех же закрепляя их вспоминанием.

ПОМНИТЕ:

негативный опыт прошлого помогал Вам молодому (все это Вам казалось подходящим по молодости и неопытности);

Вы думали, что поступали наилучшим способом, основываясь на  имевшемся тогда опыте, знаниях и представлениях;

теперь Вы старше, больше знаете, мудрее и не осуждайте себя молодого. Вы можете теперь принимать более обоснованные решения.

Автор: Т.В.Бриль

Статья опубликована в Газете ИрГТУ "Зеркало" № 17-18 1999г.

Перейти в начало статьи
Категория: Практическая психология | Добавил: tbrill (24.03.2015)
Просмотров: 886