персональный сайт
Бриль Татьяны
Главная » Все статьи » Психология » Практическая психология

НЛП в работе психолога технического вуза

В условиях Иркутского технического университета элементы НЛП использовались мной в сочетании с другими методами и самостоятельно практически во всех направлениях работы: в профессиональной ориентации, в психодиагностике, в преподавании основ психологии всем студентам ИрГТУ, в чтении спецкурсов психологии, при повышении квалификации преподавателей и в индивидуальном психологическом консультировании.

Рассмотрим все направления по порядку их перечисления.

Профессиональная ориентация проводилась для школьников (в том числе для абитуриентов) и для взрослых, желающих изменить свои занятия. Во всех случаях в профориентацию включалась, как обязательная составляющая, психодиагностика, которая является также важным начальным этапом в психологическом консультировании.Таким образом, эти направления частично пересекаются и наряду с прочими содержат диагностические элементы НЛП: определение индивидуального соотношения каналов восприятия, типов ощущения времени, внутренних ресурсов и наиболее значимых якорей.

Существенно важным вопросом здесь является: сообщать ли результаты клиенту. Ответ на этот вопрос зависит от целей, с которыми обратился к нам клиент. Если его интересовала только диагностика, то есть он ищет ответ на вопрос «Какой я?», то результаты сообщаются, что бы сейчас же начать работу с ресурсами, которая строится уже на результатах диагностики. Причем результаты преподносятся как достоинства, как индивидуальные возможности и (или) как похожесть на других, являющаяся основой включение в «мы». Выбор способа преподнесения результатов диагностики определяется типом личности (интроверсия - экстраверсия) и основными проблемами клиента. В ряде случаев результаты диагностики не сообщаются, так как клиент либо уверен, что и так все о себе знает и не за этим пришел, либо надеется на получение очередного ярлычка, за которым на некоторое время можно прятаться от невзгод. Второе является одним из искушений психолога, так как дает возможность быстро и без особых хлопот (особенно с компьютером) заработать на свой хлеб.

Психодиагностика присутствует и в  направлениях работы психолога вуза, связанных с преподаванием. Когда слушатели узнают о различных человеческих свойствах, то возникает естественное желание проверить на себе все классификации самостоятельно или с преподавателем. Поэтому мы заранее рассчитываем на появление на сеансы диагностики примерно 20-30% слушателей и еще примерно 10 % придет с просьбой оценить результаты, полученные самостоятельно. Поэтому в курсах с достаточно большим количеством часов мы даем специальные задания на диагностику окружающих с обязательным предворяющим и последующим комментарием. В качестве средства массового обследования очень удобно использовать проективные методы, типа «3 предмета», «6 предметов», «Пиктограммы» и т.д. Но следует иметь в виду ограниченность толкования результатов в случаях, когда личная беседа невозможна.

Показательно, что первое знакомство с диагностикой НЛП часто вызывает восторг узнавания качественно нового о себе. И вот поток студентов- «технарей» в 150 человек начинает громко переживать этот восторг. Ситуация требует готовности преподавателя справиться с этим восторгом.

Использование соотношения каналов восприятия и типов ощущения времени при проведении в вузе занятий различных видов изучалось при повышении квалификации преподавателей. Преподавателей учили на практике составлять тексты своих лекций так, чтобы в них присутствовали обращения ко всем каналам восприятия. К сожалению, были найдены идеальные образцы того, как не надо делать, на магнитофонных пленках для релаксации, имеющихся в изобилии в торговых точках. На практических занятиях сначала оценивали ведущий канал автора текста на этих пленках, затем корректировали текст в соответствии с требованиями баланса всех каналов.

Довольно сложно научить преподавателей пользоваться при обучении настоящим временем: «Вы делаете, вы учитываете, вы принимаете во внимание», а не готовить людей для далекого туманного будущего, почти миража.

Наиболее важно и сложно использование метафор в обучении техническим дисциплинам. Интересны примеры, найденные слушателями. При объяснении законов электричества, за неимением других экспонатов, преподаватель хватал стул и бегал с ним, создавая кинестетический образ движения электронов. Процесс болезненного пищеварения подавался как аналог нарушения требований к составу веществ, посуде и орудиям труда в химическом производстве.

Еще более необходимо применение метафор при обучении студентов технического вуза гуманитарным предметам, причем метафоры желательно находить в мире техники. Мне очень нравится сопоставление процесса вхождения в транс и запуска самолетного двигателя. Сначала двигатель не дает ничего услышать и тяжело рядом с ним что-либо делать. А разогревшись, он начинает работать тихо и мягко и уносит нас в дивные дали, существенно расширяя наши возможности.

Объясняя возможности НЛП будущим строителям, я говорила о строительном кране, который собран разными людьми из узлов и деталей, большинство которых известно давно, а используя его мы можем возводить более высокие и сложные здания за более короткие сроки, чем без него.

Не менее важно и интересно использование якорей в различных видах деятельности психолога в вузе. В практике психоконсультирования процесс якорения довольно хорошо отработан и описан в специальной литературе.

Наиболее сложно использовать якоря в обучении больших потоков студентов, а потоки в нашем университете иногда собирают в 150 человек. Конечно, проще всего работать со стандартами якорей: «мыслитель», «задумался», «умный», «молодец», «хороший» и т.д., визуальные образы которых неоднократно приводились в учебниках и популярной психологической литературе. Иногда удается организовать массово якоря на руках, верхней части туловища, голове. Однако эти якоря сомнительны из-за тесноты и неудобной мебели аудиторий. На практических занятиях проводилась проверка действия этих якорей и способ их постановки оправдывал себя в 75% случаев.

Не менее важно применение НЛП в обучении психогигиене, которое присутствовало как раздел во всех практических занятиях по психологии. Основной задачей здесь являлось научить студентов использовать элементы НЛП для поддержания здоровья и для эффективного обучения.

Следующим шагом в направлении применения НЛП в практике технического университета организуется тренинг для преподавателей «НЛП для преподавателя ВуЗА».

Автор: Т.В.Бриль

Категория: Практическая психология | Добавил: tbrill (21.03.2015)
Просмотров: 460